Обновлено: 09.08.2023
Одним из первых источников информации, который мы получаем с самого детства является текст. Он привычен для нас и понятен еще с небольших картонных книжек с веселыми картинками и крупными буквами. За восприятие текста человеком отвечает типографика. Типографикой называется процесс оформления текстовой части и графического дизайна сайта или другого проекта посредством применения разнообразных шрифтов и эффектов. Под ней также подразумевается графическое моделирование, которое выполняется при помощи встроенных средств конкретного языка, средств разметки (для веб-проектов) и возможностей графических редакторов, например, Photoshop.
Типографика и ее особенности
Типографика отвечает исключительно за текстовую часть страниц сайта, которая, как правило, в себе несет определенную информацию, касательно содержимого ресурса. Необходимость гармоничного оформления текста обусловлена степенью восприятия информации посетителями. Естественно, читать приятнее именно тот контент, который был красиво оформлен, а именно, были грамотно выбраны шрифты и отформатированы абзацы.
Классификация шрифтов
По самой простой классификации шрифты разделяются на…
антиква — имеет характерные засечки.
Итало-французская антиква в шрифте Adobe Garamond
гротеск — не имеет засечек, рубленный шрифт.
Пример шрифта гротеск – Helvetica
Различия между шрифтами антиква (с засечками) и гротеск (без засечек) хорошо иллюстрирует следующее изображение. Засечки выделены красным цветом.
- Пропорциональными, где ширина букв у всех равна
- Моноширенными или непропорциональными, где буквы отличаются по ширине друг от друга;
- Символьными, состоящими из знаков, которые не относятся к буквам
- Акцидентными, сложные, художественные шрифты, предназначенные для оформления малого количества текста, заголовков на плкатах, сайтах, афишах и так далее.
Пример акцидентного художественного шрифта.
Основные понятия типографики
Стоит так же упомянуть о следующих понятиях, которые нужно обязательно знать дизайнерам и тем, кто изучает типографику.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ |
Как выбрать шрифт для проекта если ты новичок Узнайте, какие простые правила помогут выбрать шрифты для гармоничного дизайна даже новичку |
Кернинг – изменение интервала между буквами в зависимости от их формы:
→ Начертание шрифта – прямой, курсивный, жирный, полужирный и другие
→ Трекинг — расстояние между буквами вне зависимости от их формы.
→ Интерльяж — междустрочные интервалы. Если на первых порах вам сложно подбирать расстояние между строк, не расстраиваетесь, значение по умолчанию, будет смотреться гармонично.
→ Иерархия — это расположение текста, изменение его начертания, размера или шрифта таким образом, чтобы выделить наиболее важные части и показать откуда стоит начинать читать текст.
→ Лигатура — объединение символов в некоторых шрифтах, преимущественно рукописных, для того чтобы они смотрелись более реалистично.
Некоторые базовые правила и советы
Грамотное оформление текста на сайте играет немаловажное значение при его прочтении. Именно поэтому каждому верстальщику рекомендуется хорошо поработать над этим навыком, чтобы представлять свою работу в более привлекательном и приятном свете.
Если дизайн сайта – это обертка, то типографика – это начальный аромат блюда, представленная же с помощью этих инструментов информация отражает вкусовые ощущения.
Чтобы научиться правильно выбирать размер шрифта для заголовка, всего содержимого, его стиль или прочую атрибутику, необходимо четко знать базовые правила в этом искусстве:
Совет 1.
Крайне не рекомендуется применять для оформления делового текста причудливый (акцидентный) шрифт. Он будет смотреться броско и не к месту. Как правило, подбирают шрифты для сайта исходя из его тематики. Если в контексте содержится юмор, то в таком случае можно пренебречь правилом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ |
Крупная типографика — новый тренд в креативном веб дизайне Посмотрите на примеры сайтов, использующих. в своем дизайне крупные заголовки и не прогадавшие! |
Совет 2.
Многие считают шрифты семейства Trajan старинным и даже причудливым, но это неверное суждение, потому что он отлично вписывается в различные исторические сайты. Необходимо научиться им правильно пользоваться. К тому же он есть на Google Fonts.
Совет 3.
Не стоит использовать в оформлении типографики сайтов Comic Sans. Изначально данный шрифт создавался для имитации написанных от руки букв комиксов и не предназначен для оформления серьезных тем. Большинство пользователей считают его нечитабельным для большого объема информации. И чаще всего используется в играх, афишах, небольших заголовков.
Совет 4.
Не стоит отвергать бесплатные шрифты, предлагаемые редакторами по умолчанию, например, Times (New) Roman. Это красивый, пусть и надоевший всем вид оформления текста. Он используется из давних времен, поэтому кому-то может и приелся. Лучше не отказываться от него, а научиться правильно использоваться, выбирая размер и прочие атрибуты. Даже при оформлении с его помощью заголовка будет смотреться стильно и по-деловому. На самом деле он является уникальным и многофункциональным.
Совет 5.
Очень выгодно в оформлении сайтов и мобильных приложений смотрится шрифт Sans Serif. Он выглядит по-деловому.
Совет 6.
Одно из главных правил типографики — ЧЕМ ПРОЩЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ! Ограничьтесь одним, двумя шрифтами, а если хотите больше разнообразия — изменяйте начертание или размер шрифта.
О самых распространенных правилах типографики, которые помогут сделать дизайн гармоничным, рассказывает следующий ролик:
Классические и трендовые шрифты
Правильно подобранный тип шрифта только положительно сказывается на восприятии информации, представленной на сайте. Поэтому, если не знаете, какой все-таки применить, лучше использовать классический тип. Их насчитывается больше сотни и все шрифты, как правило, распространяются совершенно бесплатно. Даже имея доступ только к ним, можно создать уникальный внешний вид сайта, который ничем не будет уступать современным тенденциям.
Классическими шрифтами являются именно антиква, у них у всех имеется засечки, применяется средний кернинг и есть кириллическое начертание:
- Romul;
- Times New Roman
- Courier New
- Uk_Antique;
- Theano Dibot;
- Vermena Medium Italic и др.
Из гротескных шрифтов это конечно:
- Helvetica
- Roboto
- Arial
- Univers и др.
Когда к дизайну сайта или другого проекта предъявляются особые требования, он должен быть не только информативным, но и красивым, то верстальщики практикуют использование так называемых трендовых шрифтов. Стоит помнить о том, что наибольшее их количество создано именно на латинице, что объясняется известными причинами. На кириллице вариантов оформления текста намного меньше, но все-таки, любой опытный мастер найдет подходящий и среди них, например, воспользовавшись подборкой «Креативные шрифты. Кириллица+ Латиница» Что касается латиницы, то вот несколько трендовых типов, которые в основном являются шрифтами вида гротеск:
- Morganite;
- The Circus Display;
- Arkipelago;
- Tradesmith;
- Colus и др.
Для декоративных целей часто используются рукописные шрифты, имитирующие письмо рукой человека.
Как правило, такие варианты применимы исключительно для рекламы, этикеток на стильную одежду или прочие товары. В интернет с их помощью оформляют заголовки и кричащие слоганы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ |
Бесплатные шрифты для видео Познакомьтесь с ТОП 10 бесплатных шрифтов для видео, которые будут хорошо читаться. |
Выбор шрифтов для проекта
Выбор размера шрифта
При составлении типографики с использованием шрифтов с заческами или без них обязательно учитываются размер букв и кернинг.
Стандартным является шрифт 12 пикселей с единичным интервалом.
Именно такие параметры применяются к основной массе текстов, размещаемых как на сайтах, так и полиграфии. Практически все книги печатаются именно таким текстом.
На самом деле, выбор размера букв и расстояния между ними в словах сводится к индивидуальным требованиям, предъявляемым к излагаемому материалу. В любом случае печать должна быть пропорциональной к общему размеру страницы. В противном случае читать такие тексты будет крайне проблематично.
Выбор масштаба шрифта
Остается найти ответ на вопрос, а как подобрать масштаб? Все довольно просто!
Необходимо на область размером с лист А4 уместить не менее 2000 символов и не более 2800. Автоматически шрифт получится пропорциональный и удобочитаемый.
Что касается кернинга, то он также выбирается индивидуально и зачастую в зависимости от излагаемого материала. Например, для создания названия статьи документального или новостного портала предпочтительнее использовать увеличенный интервал между буквами, но при этом применив буквы большего размера.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ |
Как выбрать шрифт в Material Design. Советы и правила о том, как выбрать шрифт если вы создаете дизайн сайта в стиле Material Design |
Выбор геометрии шрифта
При создании графического дизайна любого проекта (сайта, письма, плаката) важно учитывать не только тип шрифта, но и его геометрические показатели. Ими является
- высота букв,
- жирность,
- контрастность цвета
- и кернинг.
Все эти параметры с помощью встроенных средств графических редакторов можно легко изменять, придавая тексту наиболее привлекательный внешний вид.
Подписывайтесь на обновления блога «Дизайн в жизни» по e-mail или социальных сетях и мы обязательно опубликуем для вас еще больше полезных уроков! |