Главная » Психология в дизайне » Развиваем креативное мышление

Развиваем креативное мышление

развиваем креативное мышление

Креативное и неординарное мышление может стать источником успеха не только в профессии, но и других аспектах жизни. Мы можем сами развить креативное мышление так, чтобы в любых ситуациях находить нетривиальные решения и для этого не обязательно родиться талантливым художником, поэтом, врачом или дизайнером. В статье мы ответим на вопрос, что такое креативное мышление и какие упражнения помогают его раскрыть и натренировать.

Что такое креативное мышление

Креативное мышление – это умение нетрадиционно воспринимать окружающую среду и генерировать уникальные мысли. Такой навык позволяет людям рассмотреть вопрос с разных углов и найти максимально эффективное решение для любых жизненных задач.

Кроме того, развитие творческого мышления необходимо для увеличения шансов на получение желаемого рабочего места. Работодатель заинтересован в найме и продвижении людей готовых находить выход из нестандартных ситуаций, поэтому работники, способные действовать лишь по заданным алгоритмам, подолгу остаются на низких позициях. Поэтому еще более актуальным становится вопрос о том, что важнее, люди или идеи?

 Определение креативности, критерии по Торренсу.

Специалисты в области психологии создали множество способов для повышения уровня креативности индивида. Однако, чтобы грамотно воспользоваться данными методиками, нужно достоверно определить ваши творческие способности.

Американский психолог Э.П. Торренс уделил большую часть своей жизни на изучение умственных процессов, в том числе и креативности. Профессор разработал особый тест, помогающий определить уровень творческого мышления той или иной личности. Для проведения испытания понадобятся цветные карандаши и стимульные материалы с заданиями. Всего метод состоит из трёх простых тестов, на каждый из которых дается 10 минут.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Психология в дизайнеПсихология в дизайне Узнайте, какими психологическими приемами могут пользоваться дизайнеры при разработке своих проектов для достижений необходимо уровня воздействия на пользователей

Тест на креативность 1 — нарисуй картину

В первом задании испытуемому необходимо дополнить картину и придумать для нее название. В качестве стимульного материала используются белый лист бумаги и овал из цветного картона размером с яйцо. Овал можно расположить в любой части листа.

Развиваем креативное мышление метод Торренса

Тест на креативность 2 — заверши фигуру

В этом задании тестируемому нужно превратить десять незавершенных отрезков в полноценную иллюстрацию. Также для картинок нужно придумать оригинальное название.

Развиваем креативное мышление - метод Торренса

Тест на креативность 3 — повторяющееся линии 

Испытуемому предлагается нарисовать пятнадцать рисунков, используя лист с тридцатью параллельными линиями. Каждая пара линий – основа для изображения.

Развиваем креативное мышление - метод Торренса

Расшифровка тестов Торренса

Задания Торренса кажутся довольно простыми, но интерпретировать результат тестирования без помощи специалиста сложно. Есть пять основных критериев оценки, опираясь на которые, психолог определяет способность той или иной личности творчески подходить к решению проблем:

  1. Беглость — это способность генерировать большое количество идей за ограниченный промежуток времени. При этом должны засчитываться только законченные варианты рисунков, где были использованы все части исходных изображений. Так же не учитываются рисунки лишенные смысла. Низкий показатель беглости может наблюдаться как у людей с низкой мотивацией и заторможенностью, так и у тех, кто уделяет большое внимание деталям и качеству результата. Это нужно учитывать при визуальной оценке теста. Данный показатель учитывается для тестов 2 и 3.
  2. Оригинальность — один из главных показателей. Это способность предлагать необычные идеи. Здесь учитывается статистическая редкость ответа. Часто встречающиеся ответы получают 0 баллов, все остальные -1. Люди с высоким показателем оригинальности имеют живой ум. Слишком высокие показатели оригинальности могут указывать на некоторые психические расстройства.
  3. Абстрактность названия — это способность выразить смысл картинки словами.Учитывается насколько точно название передает суть нарисованного. Дается оценка от 0 до 3 где: 0 — простое, очевидное название; 1 — описательное название, констатирующее факт, например, «новогодняя елка» вместо «елка»; 2 — образные описания, например, «багряный закат»; 3 — абстрактные названия, содержащие метафору или философский смысл, например, «загадки бытия»
  4. Сопротивление замыканию — способность рассматривать и придумывать новые идеи, а не завершить задание быстро самым простым и очевидным способом, например, просто соединив составные части прямыми линиями. Оценка этого показателя делается только для 2-го теста. Баллы ставятся от 0 до 2. 0 — самый простой и очевидный способ; 1 — испытуемый быстро замыкает фигуру, но дополняет ее деталями; 2 — фигура замыкается оригинальными линиями. Если в рисунках получаются буквы или цифры, то это оценивается в 0 баллов.
  5. Детализация — оценивается насколько детально проработан каждый рисунок из всех трех тестов. Если рисунок не проработан — это 0 баллов. За каждую существенную деталь дается 1 балл. Если детали в рисунках повторяются, то они учитываются только один раз.

Оценка данного метода достаточно субъективна, но все же она позволяет выявить способность индивида генерировать неординарные идеи и находить новые подходы к делу. Все баллы подсчитываются и интерпретируются следующим образом:

  • 30 и ниже — плохо;
  • 30 — 34 — ниже нормы;
  • 35 — 39 — немного ниже нормы
  • 40 — 60 — норма
  • 61 — 65 — немного выше нормы
  • 66 — 70 — выше нормы
  • 70 и выше — отличный результат

Метод Торренса стал популярным среди HR-менеджеров крупных компаний.

Упражнения для развития креативного мышления

Для повышения эффективности работы человека необходимо повышать уровень его креативности. Зачастую директора организаций проводят тренинги, направленные на улучшение этого качества работников. Иногда управленцы сами разрабатывают упражнения на повышение творческих способностей подопечных.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
вдохновляющие работы современных дизайнеровВдохновляющие работы современных дизайнеров Вдохновляйтесь и придумывайте креативные идеи, изучая опыт других дизайнеров

Групповое упражнение «Мечтатель, реалист и критик».

Его разработал известный мультипликатор Уолт Дисней. Суть способа в рассмотрении идеи с трех разных позиций, причем упражнение может выполнять как один, так и несколько человек. Мечтатель предлагает самые фантастические и несуразные идеи, реалист прагматично подходит к решению вопроса, составляет планы и делает расчеты, а критик пытается найти всевозможные недостатки. Таким образом участники получают максимально широкую картину, что позволяет им найти идеальное решение проблемы. Частая практика данной методики позволит личности развить не только креативное, но и критическое мышление.

Развиваем креативное мышление

 

Групповое упражнение «Шесть шляп»

Второй не менее популярный метод, разработан британским психологом Эдвардом де Боно. Идея методики «Шесть шляп» следующая: участники «примеряют» на себя шесть головных уборов разных цветов. От цвета зависит роль человека в игре. Участник в белом – внимательно проверяет факты, в черном – ищет недостатки, желтом – занимается анализом положительных черт, зеленом – ищет новые идеи, красном – эмоционально реагирует, а человек в синей шляпе подводит итог. Методика стимулирует смелее подходить к поиску новых идей, генерировать новые нестандартные решения и озвучивать свои мысли коллегам.

Развиваем креативное мышление

Индивидуальное упражнение «Поиск ассоциаций» 

Здесь вы можете воспользоваться подборкой словесных игр, собранных в статье «Словесные игры, чтобы не думать о плохом»

Или можете найти в сети различные таблицы ассоциаций. Это набор букв, среди которых спрятаны слова. Попробуйте сфокусировать взгляд на задании и привести пять ассоциаций к первому попавшемуся слову. Такая активность даст импульс к поиску идей для решения вашей задачи.

Индивидуальное упражнение «Креативный архитектор»

В задании креативный архитектор вы должны поставить себя на роль подчиненного привередливого босса. Напишите на листке бумаги десять случайных существительных, например, банан, карта, песок, облако и тд. И внедрите эти слова в проект будущего особняка. Так, банан – это фотообои с пальмами, карта – глобус вместо люстры, а облако – мягкая белая постель.

Развиваем креативное мышление

Индивидуальное упражнение «Бином»

Придумайте два слова из максимально разных областей, например, «балерина и тарелка» и попробуйте придумать как можно больше нестандартных предложений из них. Первые 4-5 предложений будут распространенными, затем, скорее всего, вы впадете в ступор, так как все самые простые идеи исчерпаны. Важно не остановится на данном моменте, а предлагать все новые и новые варианты. Будут рождаться креативные решения, что очень хорошо натренирует ваш мозг. И уже стандартное «балерина есть из тарелки» может превратиться в «Великая балерина Майя Плисецкая любила коллекционировать тарелки с хохломской росписью» или «Приехав на гастроли в небольшой городок, известная балерина, бала рада увидеть спутниковую тарелку на крыше гостиницы, так как это означало, что она сможет посмотреть свой любимый фильм и отдохнуть».

Методы поиска креативных идей

Проблема поиска вдохновения среди людей, занимающихся какой-либо творческой деятельностью, встречается нередко. Действительно, на поиск новых, оригинальных идей порой может уйти множество дней. Дизайнеры, фотографы, режиссеры, журналисты и другие представители творческих профессий часто сталкиваются с этой проблемой, ведь постоянно генерировать новые мысли невозможно. Опытные специалисты-креативщики используют следующие методы для решения подобной задачи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
6 цитат о дизайне, которые точно вдохновят и помогут творить!6 цитат о дизайне, которые точно вдохновят и помогут творить! Цитаты дизайнеров, которые помогут поднять самооценку и вдохновить на работу!

Карта мышления

 Это сеть ваших мыслей, растущая из основного слова. Обычно в центре листа пишут центральную идею, а потом дополняют карту ассоциациями, примерами, названия и прочим (как-бы плетя паутину). Такая методика позволяет максимально раскрыть проблему и приступить к её решению. Создавая такую карту необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Идея –это мысль.
  • Мысль – это слова.
  • Изображения и слова – потенциальные мысли, которые могут превратиться в идеи.
  • Не думайте напряженно, расслабьтесь.
  • Терпение даёт время.
  • Все происходит от мысли.

Развиваем креативное мышление

Более подробное описание данной методики вы можете найти в статье «Фирменный стиль. Как создать логотип«, а практический пример использования карты мышления описан в статье «Фирменный стиль. Как создать логотип на практике.» Карта мышления для рассмотренного примера выглядит следующим образом:

карта мления создания логотипа

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
что важнее, идеи или человекЧто важнее, люди или идеи?  Узнайте мнение Эда Кэтмелла — одного из основателей студии Pixar

Мозговой штурм

Данный метод является одним из самых популярных методов поиска идей. Суть способа в приведении максимального количества вариантов для решения проблем. «Штурм» рекомендуется проводить в группе, однако прием подойдет и для индивидуального применения. Чем шире разнообразие участников, тем лучше. Это гарантирует максимально объемное рассмотрение вопроса. На первоначальном этапе ни одна из мыслей не должна критиковаться, далее производится анализ всех предложений и выбор наиболее подходящего варианта. развиваем креативное мышление - мозговой штурм

Уверена, что собранные в статье упражнения и методы развития креативного мышления помогут вам усовершенствовать свои таланты. Многие из них вы можете использовать в качестве игр, проводя время с семьей, тем самым помогая и им тоже.

Подписывайтесь на обновления блога «Дизайн в жизни»

по e-mail или социальных сетях  

и мы обязательно опубликуем для вас еще больше полезных статей из мира дизайна и психологии в дизайне

(Visited 399 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *