Главная » Психология в дизайне » Развиваем креативное мышление

Развиваем креативное мышление

Развиваем креативное мышление

Человеческая креативность – двигатель прогресса. Талантливые ученые, медики, художники музыканты, дизайнеры и прочие деятели привнесли огромный вклад в рост культуры, благодаря своему неординарному подходу к видению мира и гениальным идеям. С помощью каких методов и упражнений можно развить креативное мышление, так необходимое дизайнерам и помогающее получить желаемое рабочее место? Как развить спосбность генерировать креативные идеи — эти и многие другие важные вопросы рассмотрим в статье!

Креативное мышление – это умение нетрадиционно воспринимать окружающую среду и генерировать уникальные мысли. Такой навык позволяет людям рассмотреть вопрос с разных углов и найти максимально эффективное решение для любых жизненных задач.

Кроме того, развитие творческого мышления необходимо для увеличения шансов на получение желаемого рабочего места. Работодатель заинтересован в найме и продвижении людей готовых находить выход из нестандартных ситуаций, поэтому работники, способные действовать лишь по заданным алгоритмам, подолгу остаются на низких позициях. Поэтому еще более актуальным становится вопрос о том, что важнее, люди или идеи?

 Определение креативности, критерии по Торренсу.

Специалисты в области психологии создали множество способов для повышения уровня креативности индивида. Однако, чтобы грамотно воспользоваться данными методиками, нужно достоверно определить ваши творческие способности.

Американский психолог Э.П. Торренс уделил большую часть своей жизни на изучение умственных процессов, в том числе и креативности. Профессор разработал особый тест, помогающий определить уровень творческого мышления той или иной личности. Для проведения испытания понадобятся цветные карандаши и стимульные материалы с заданиями. Всего метод состоит из трёх простых субтестов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Психология в дизайнеПсихология в дизайне Узнайте, какими психологическими приемами могут пользоваться дизайнеры при разработке своих проектов для достижений необходимо уровня воздействия на пользователей

«Нарисуй картинку». В первом задании испытуемому необходимо дополнить картину и придумать для нее название. В качестве стимульного материала используются белый лист бумаги и овал из цветного картона размером с яйцо. Овал можно расположить в любой части листа.

Развиваем креативное мышление метод Торренса

«Заверши фигуру». В этом задании тестируемому нужно превратить десять незавершенных отрезков в полноценную иллюстрацию. Также для картинок нужно придумать оригинальное название.

Развиваем креативное мышление - метод Торренса

В субтесте «повторяющуюся линии» испытуемому предлагается нарисовать пятнадцать рисунков используя лист с тридцатью параллельными линиями. Каждая пара линий – основа для изображения.

Развиваем креативное мышление - метод Торренса

Задания Торренса кажутся довольно простыми, но интерпретировать результат тестирования без помощи специалиста сложно. Есть пять основных критериев оценки, опираясь на которые, психолог определяет способность той или иной личности творчески подходить к решению проблем:

  1. Беглость.
  2. Оригинальность.
  3. Абстрактность названия.
  4. Сопротивление замыканию.
  5. Детализация.

Метод позволяет выявить способность индивида генерировать неординарные идеи и находить новые подходы к делу. Поэтому он стал популярным среди HR-менеджеров крупных компаний.

Методики развития творческого мышления

Для повышения эффективности работы человека необходимо повышать уровень его креативности. Зачастую директора организаций проводят тренинги, направленные на улучшение этого качества работников. Иногда управленцы сами разрабатывают упражнения на повышение творческих способностей подопечных.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
вдохновляющие работы современных дизайнеровВдохновляющие работы современных дизайнеров Вдохновляйтесь и придумывайте креативные идеи, изучая опыт других дизайнеров

Например, известный мультипликатор Уолт Дисней разработал метод «Мечтатель, реалист и критик». Суть способа в рассмотрении идеи с трех разных позиций, причем упражнение может выполнять как один, так и несколько человек. Мечтатель предлагает самые фантастические и несуразные идеи, реалист прагматично подходит к решению вопроса, составляет планы и делает расчеты, а критик пытается найти всевозможные недостатки. Таким образом участники получают максимально широкую картину, что позволяет им найти идеальное решение проблемы. Частая практика данной методики позволит личности развить не только креативное, но и критическое мышление.

Развиваем креативное мышление

 

Второй не менее популярный метод, разработан британским психологом Эдвардом де Боно. Идея методики «Шесть шляп» следующая: участник «примеряют» на себя шесть головных уборов разных цветов. От цвета зависит роль человека в игре. Участник в белом – внимательно проверяет факты, в черно – ищет недостатки, желтый – занимается анализом положительных черт, зеленый – ищет новые идеи, красный – эмоционально реагирует, а человек в синей шляпе подводит итог. Методика стимулирует смелее подходить к поиску новых идей, генерировать новые нестандартные решения и озвучивать свои мысли коллегам.

Развиваем креативное мышление


Методы поиска креативных идей

Проблема поиска вдохновения среди людей, занимающихся какой-либо творческой деятельностью, встречается нередко. Действительно, на поиск новых, оригинальных идей порой может уйти множество дней. Дизайнеры, фотографы, режиссеры, журналисты и другие представители творческих профессий часто сталкиваются с этой проблемой, ведь постоянно генерировать новые мысли невозможно. Опытные специалисты-креативщики используют следующие методики для решения подобной задачи.

Карта мышления

 Это сеть ваших мыслей, растущая из основного слова. Обычно в центре листа пишут центральную идею, а потом дополняют карту ассоциациями, примерами, названия и прочим (как-бы плетя паутину). Такая методика позволяет максимально раскрыть проблему и приступить к её решению. Создавая такую карту необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Идея –это мысль.
  • Мысль – это слова.
  • Изображения и слова – потенциальные мысли, которые могут превратиться в идеи.
  • Не думайте напряженно, расслабьтесь.
  • Терпение даёт время.
  • Все происходит от мысли.

Развиваем креативное мышление

Более подробное описание данной методики вы можете найти в статье «Фирменный стиль. Как создать логотип«, а практический пример использования карты мышления описан в статье «Фирменный стиль. Как создать логотип на практике.» Карта мышления для рассмотренного примера выглядит следующим образом:

карта мления создания логотипа

Мозговой штурм

Данный метод является одним из самых популярных методов поиска идей. Суть способа в приведении максимального количества вариантов для решения проблем. «Штурм» рекомендуется проводить в группе, однако прием подойдет и для индивидуального применения. Чем шире разнообразие участников, тем лучше. Это гарантирует максимально объемное рассмотрение вопроса. На первоначальном этапе ни одна из мыслей не должна критиковаться, далее производится анализ всех предложений и выбор наиболее подходящего варианта. развиваем креативное мышление - мозговой штурм

Другие методы

Таблица ассоциаций представляет собой набор букв, среди которых спрятаны слова. Попробуйте сфокусировать взгляд на задании и привести пять ассоциаций к первому попавшемуся слову. Такая активность даст импульс к поиску идей для решения вашей задачи.

В задании креативный архитектор вы должны поставить себя на роль подчиненного привередливого босса. Напишите на листке бумаги десять случайных существительных, например, банан, карта, песок, облако и тд. И внедрите эти слова в проект будущего особняка. Так, банан – это фотообои с пальмами, карта – глобус вместо люстры, а облако – мягкая белая постель.

Подписывайтесь на обновления блога «Дизайн в жизни»

по e-mail или социальных сетях  

и мы обязательно опубликуем для вас еще больше полезных статей из мира дизайна и психологии в дизайне

(Visited 22 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *