Главная » Графика и анимация, Это факт » Главные правила композиции

Главные правила композиции

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему некоторые фотографии, рисунки, картины приковывают взгляды, заставляя все дольше и дольше смотреть на них, а некоторые, пусть даже с более красивыми моделями, видами природы, художественными приемами оставляют равнодушными? Все дело в композиции. Правила, построения композиции, о которых пойдет речь в текущей статье помогут вам сделать свою работу  (фотографию, фотоколлаж, рисунок, картину) гармоничной и сбалансированной.

Что такое композиция

В сети много уроков о том, как с помощью той или иной программы сделать красивую визуализацию, наложить текстуры, сделать блики, но мало тех, которые рассказывают, как расположить объекты на холсте или в кадре так, чтобы результат был выразителен и приятен глазу. Этого никогда не достичь без композиции.


Композиция — это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра. С латыни «compositio» переводится как «соединение» или приведение в порядок.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Основы дизайна. Просто о графическом и веб-дизайне.Основы дизайна. Просто о графическом и веб-дизайне Узнайте, что еще со сбалансированной композицией является основой дизайна.

Золотое сечение или главное правило композиции

Кто-то обладает природным талантом и вкусом и с легкостью может гармонично сочетать объекты в кадре. Кому-то нужно знать определенные правила, чтобы добиться успеха. Например, правило золотого сечения, о возникновении которого рассказывает следующее видео.

Если кратко, то в основе правила золотого сечения лежит гармоничное сочетание пропорций, взятых из природы. Божественная гармония — так говорят о нем.

правило золотого сечения - главное композиция

Хорошо иллюстрирует данное правило золотой прямоугольник. Сколько бы вы его не делили на квадраты, стороны оставшегося прямоугольника всегда будут соотноситься друг к другу в пропорции 1 к 1,168.

главное композиция - золотой прямоугольник

Накладывая такой прямоугольник на шедевры живописи, можно увидеть, как великие художники использовали правило золотого сечения, чтобы достичь выразительной композиции.

правило золотого сечения в работах Леонардо ДавинчиПравило золотого сечения в работах Леонардо Давинчи.

Данное правило с трудом поддается пониманию, поэтому вместо него часто используют упрощенную версию. Рабочую область делят тремя линиями по горизонтали и по вертикали так, чтобы соотношение между столбцами было 1 к 0,618 к 1. Объекты, расположенные на пересечении этих линий неизбежно прикрывают внимание зрителей. В Photoshop, кстати, такое визуальное разделение достигается за счет использования инструмента Crop (кадрирование).

главное - композиция правило золотого сечения

Приведем примеры того, как правило золотого сечения можно использовать в графическом дизайне или веб-дизайне.

Вы удивитесь, но логотип Pepsi нарисован по правилу золотого сечения. Он состоит из кругов, диаметр которых так же соотносится по принципу 1 к 1,618.

правило золотого сечения в композиции

Часто дизайнеры располагают главные элементы дизайна так, чтобы они находились в квадратах золотого прямоугольника, например, фирменный стиль фестиваля Bregenzer Festspiele от дизайн-студии Moodley

главное - композиция золотое сечение

Такой подход позволяет гармонично заполнить пространство, оставив при этом достаточно пустого места.

Долгое время правило золотого сечения считали основополагающим в композиции, но многим оно не понятно. Поэтому существуют его упрощенные варианты, которые наряду с другими приемами успешно используются современными фотографами, художниками, дизайнерами.

Правила построения композиции от Стива Маккарри


Стив Маккарри — известный американский фотожурналист, получивший известность благодаря фотографии афганской девочки, опубликованной в National Geographic. Искусное владение композицией лежит в основе всех его работ, что возводит автора в ранг величайших фотографов современности


Главное композиция Афганская девочкаАфганская девочка. Стив Маккарри

Стив Маккарри разработал 9 правил фотокомпозиции, описание которых собрано в следующем видео. На примере своих работ он рассказывает об основных правилах гармоничной группировки объектов в кадре.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Правило трех предметов в дизайне интерьера
Правило трех предметов в дизайне интерьера

Итак, резюмируем правила, перечисленные в данном видео.

Правило двух третей. Еще более простая трактовка «Золотого сечения». Мысленно делим экран на 9 равных частей и располагаем ключевые элементы в точках пересечения линий. Значительные элементы, например, водную гладь или поле располагайте между линиями.

Почему композиция, выстроенная по правилу «две трети» смотрится сбалансированной и приятна глазу? все просто! Человеческий взгляд движется по следующей траектории:

Главное - композиция

Используйте ведущие линии, чтобы сконцентрировать взгляд зрителя на кадре. На примере ниже, направляющие линии дороги, ведут взгляд зрителя вдоль аллеи, к свету.

главное композиция

Край скалы создает направляющую линию и ведет наш взгляд к маленькой и казалось бы неприметной фигуре человека на ее вершине.

главное - композиция

Этот прием можно использовать не только на фотографии, но и  веб-дизайне.

Основы дизайна. Просто о графическом и веб-дизайне.

Использование линий в веб-дизайне

Линия на тексте направляет взгляд зрителя и помогает читает текст «по диагонали». А линия нити концентрирует взгляд на лице модели справа.

Объекты, размещенные вдоль невидимой диагональной линии, создают иллюзию движения. И действительно существуют такие понятие как динамическая и статичная композиция. Динамику в изображении можно показать диагональными или горизонтальными линиями. Наличие вертикальных линий сделает изображение статичным, умиротворенным и спокойным.

главное - композицияДинамичная композиция

На данном фото взгляд следует за рекой к арочному мостику. Вертикальный отвес скал создает атмосферу умиротворения и спокойствия, несмотря на то что горный поток может таить в себе опасность и внушать чувство беспокойства. В такой интерпретации даже бурные воды подчиняются законам композиции.

главное композицияСтатичная композиция

Активно используйте естественное кадрирование (фрейминг) такое как окна и двери.

главное - композиция

Человеческий глаз стремится заглянуть  в окно или дверь, тем самым, делая его содержимое центром композиции.

В качестве фрейма могут выступать и естественные элементы, например, река, опоясывающая гору и концентрирующая на ней внимание.

главное - композиция

Найдите контраст между объектом и фоном

главное - композиция

Выделение контрастного элемента позволяет манипулировать вниманием зрителя. Например, в графическом дизайне надпись на контрастном фоне незамедлительно привлечет внимание.

главное композицияфирменный стиль для Blink Coffee от Ana Miminoshvili

Сделайте ваш объект главным в кадре. Сфокусируйте на нем все внимание. Баланс композиции будет соблюден если поставить главный объект в центре так, чтобы его размер доминировал.

главное - композиция

Сделать объект главным так же можно за счет фокусировки. Когда все второстепенные объекты размываются.

главное композиция

Располагайте объект в кадре так, чтобы его глаза были центром композиции. Создастся впечатление, что взгляд всегда направлен на вас.

Глаза, а особенно блики на них и так самый яркий объект на фотографии человека, а если сделать так, чтобы они располагались на уровне ведущих линий или в местах их пересечения, композиция будет максимально сбалансированной.

главное - композиция

Используйте повторяющиеся рисунки и узоры. Но самое лучшее, когда узор прерывается, контрастирует с чем-то. Под узором понимается не только паттерн на одежде, например, но и «рисунок». создаваемый композицией объектов.

главное - композиция

В данном случае цветы лаванды образуют «узор», в то время, как пчелы приковывают взгляд зрителя, не смотря на то, что они очень маленькие. А вся композиция рождает чувство умиротворения и понимания важности происходящего процесса — сбора меда (такого первобытного и естественного, как сама природа)

Повторяющимися могут быть не только объекты, но и мазки кисти художника, как в картине Ван Гога «Звездная ночь»

главное - композиция

Не забывайте о симметрии, она радует глаз.

Симметрия — это соразмерность объектов, расположенных от линии центра. Равноудаленность объектов от линии центра. Линия центра может быть как невидимой, например, проходить через линию носа лица человека, так и осязаемой — линия горизонта.

главное - композиция

Симметрия — это один из самых часто используемых приемов построения сбалансированной композиции

По работам Стива Маккарри можно сделать вывод, что 9 правил композиции, которые мы с вами узнали, могут быть успешно применены. Но как сознается сам Стивв, — «Правило — это важно, но никто не запрещает вам их нарушать в поисках собственного стиля». Добавлю от себя, что лично меня работы фотографа впечатлили и хотелось выразить благодарность автору ролика, который собрал в себя все правила, которыми пользуется мастер.

Главные правила композиции в одном видео за 30 минут

Более детально развил тему композиции в своем ролике автор канала CG Fish. В нем он раскрывает такие понятия как баланс, заполнение кадра, касание объектов. Рекомендую данное видео к просмотру.

Ознакомившись со всеми материалами, представленными в статье, вы поймете, что такое композиция и научитесь применять основные ее правила. Все описано простым языком, не пренебрегайте просмотром подобранных видео.

Подписывайтесь на обновления блога «Дизайн в жизни»

по e-mail или социальных сетях  

и мы обязательно опубликуем для вас еще больше полезных статей, из которых вы узнаете не только основополагающие принципы дизайна, но и как работать с самыми популярными графическими программами.

(Visited 1 828 times, 1 visits today)

5 комментарии на “Главные правила композиции

  1. Как уже отмечалось, в картине все должно быть подчинено выражению основной мысли, идеи. Цельность композиции зависит от подчиненности второстепенного главному, увязки всего изображения в единый организм произведения. Каждая деталь должна что-то добавлять для развития замысла. Второстепенное, малозначительное в композиции не должно бросаться в глаза, должен быть выделен основной объект.

  2. Спасибо! Тоже взяла себе в закладки, т.к. не мешает освежить в памяти то, чему училась 30 лет назад.

    1. Рада, что вам пригодилась моя статья. Второе видео из статьи стало для меня настоящим открытием. Все так просто и понятно описывается. Главное теперь применить все на практике. Я хоть не фотограф, но в создании коллажей в Photoshop данные советы будут тоже незаменимы. К сожалению не нашла автора видео-ролика, тоже выразила бы ему благодарность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *