Обновлено: 27.02.2024
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему некоторые фотографии, рисунки, картины приковывают взгляды, заставляя все дольше и дольше смотреть на них, а некоторые, пусть даже с более красивыми моделями, видами природы, художественными приемами оставляют равнодушными? Все дело в композиции. Правила композиции, о которых пойдет речь в текущей статье помогут вам сделать свою работу (фотографию, фотоколлаж, рисунок, картину) гармоничной и сбалансированной.
Что такое композиция
В сети много уроков о том, как с помощью той или иной программы сделать красивую визуализацию, наложить текстуры, сделать блики, но мало тех, которые рассказывают, как расположить объекты на холсте или в кадре так, чтобы результат был выразителен и приятен глазу. Этого никогда не достичь без композиции.
Композиция — это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра. С латыни «compositio» переводится как «соединение» или приведение в порядок.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ |
Основы дизайна. Просто о графическом и веб-дизайне Узнайте, что еще со сбалансированной композицией является основой дизайна. |
Золотое сечение или главное правило композиции
Кто-то обладает природным талантом и вкусом и с легкостью может гармонично сочетать объекты в кадре. Кому-то нужно знать определенные правила, чтобы добиться успеха. Например, правило золотого сечения, о возникновении которого рассказывает следующее видео.
Если кратко, то в основе правила золотого сечения лежит гармоничное сочетание пропорций, взятых из природы. Божественная гармония — так говорят о нем.
Хорошо иллюстрирует данное правило золотой прямоугольник. Сколько бы вы его не делили на квадраты, стороны оставшегося прямоугольника всегда будут соотноситься друг к другу в пропорции 1 к 1,168.
Накладывая такой прямоугольник на шедевры живописи, можно увидеть, как великие художники использовали правило золотого сечения, чтобы достичь выразительной композиции.
Правило золотого сечения в работах Леонардо Давинчи.
Данное правило с трудом поддается пониманию, поэтому вместо него часто используют упрощенную версию. Рабочую область делят тремя линиями по горизонтали и по вертикали так, чтобы соотношение между столбцами было 1 к 0,618 к 1. Объекты, расположенные на пересечении этих линий неизбежно прикрывают внимание зрителей. В Photoshop, кстати, такое визуальное разделение достигается за счет использования инструмента Crop (кадрирование).
Приведем примеры того, как правило золотого сечения можно использовать в графическом дизайне или веб-дизайне.
Вы удивитесь, но логотип Pepsi нарисован по правилу золотого сечения. Он состоит из кругов, диаметр которых так же соотносится по принципу 1 к 1,618.
Часто дизайнеры располагают главные элементы дизайна так, чтобы они находились в квадратах золотого прямоугольника, например, фирменный стиль фестиваля Bregenzer Festspiele от дизайн-студии Moodley
Такой подход позволяет гармонично заполнить пространство, оставив при этом достаточно пустого места.
Долгое время правило золотого сечения считали основополагающим в композиции, но многим оно не понятно. Поэтому существуют его упрощенные варианты, которые наряду с другими приемами успешно используются современными фотографами, художниками, дизайнерами.
Правила композиции от Стива Маккарри
Стив Маккарри — известный американский фотожурналист, получивший известность благодаря фотографии афганской девочки, опубликованной в National Geographic. Искусное владение композицией лежит в основе всех его работ, что возводит автора в ранг величайших фотографов современности
Афганская девочка. Стив Маккарри
Стив Маккарри разработал 9 правил фотокомпозиции, описание которых собрано в следующем видео. На примере своих работ он рассказывает об основных правилах гармоничной группировки объектов в кадре.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ |
Правило трех предметов в дизайне интерьера |
Итак, резюмируем правила, перечисленные в данном видео.
Правило двух третей. Еще более простая трактовка «Золотого сечения». Мысленно делим экран на 9 равных частей и располагаем ключевые элементы в точках пересечения линий. Значительные элементы, например, водную гладь или поле располагайте между линиями.
Почему композиция, выстроенная по правилу «две трети» смотрится сбалансированной и приятна глазу? все просто! Человеческий взгляд движется по следующей траектории:
Используйте ведущие линии, чтобы сконцентрировать взгляд зрителя на кадре. На примере ниже, направляющие линии дороги, ведут взгляд зрителя вдоль аллеи, к свету.
Край скалы создает направляющую линию и ведет наш взгляд к маленькой и казалось бы неприметной фигуре человека на ее вершине.
Этот прием можно использовать не только на фотографии, но и веб-дизайне.
Использование линий в веб-дизайне
Линия на тексте направляет взгляд зрителя и помогает читает текст «по диагонали». А линия нити концентрирует взгляд на лице модели справа.
Объекты, размещенные вдоль невидимой диагональной линии, создают иллюзию движения. И действительно существуют такие понятие как динамическая и статичная композиция. Динамику в изображении можно показать диагональными или горизонтальными линиями. Наличие вертикальных линий сделает изображение статичным, умиротворенным и спокойным.
На данном фото взгляд следует за рекой к арочному мостику. Вертикальный отвес скал создает атмосферу умиротворения и спокойствия, несмотря на то что горный поток может таить в себе опасность и внушать чувство беспокойства. В такой интерпретации даже бурные воды подчиняются законам композиции.
Активно используйте естественное кадрирование (фрейминг) такое как окна и двери.
Человеческий глаз стремится заглянуть в окно или дверь, тем самым, делая его содержимое центром композиции.
В качестве фрейма могут выступать и естественные элементы, например, река, опоясывающая гору и концентрирующая на ней внимание.
Найдите контраст между объектом и фоном
Выделение контрастного элемента позволяет манипулировать вниманием зрителя. Например, в графическом дизайне надпись на контрастном фоне незамедлительно привлечет внимание.
фирменный стиль для Blink Coffee от Ana Miminoshvili
Сделайте ваш объект главным в кадре. Сфокусируйте на нем все внимание. Баланс композиции будет соблюден если поставить главный объект в центре так, чтобы его размер доминировал.
Сделать объект главным так же можно за счет фокусировки. Когда все второстепенные объекты размываются.
Располагайте объект в кадре так, чтобы его глаза были центром композиции. Создастся впечатление, что взгляд всегда направлен на вас.
Глаза, а особенно блики на них и так самый яркий объект на фотографии человека, а если сделать так, чтобы они располагались на уровне ведущих линий или в местах их пересечения, композиция будет максимально сбалансированной.
Используйте повторяющиеся рисунки и узоры. Но самое лучшее, когда узор прерывается, контрастирует с чем-то. Под узором понимается не только паттерн на одежде, например, но и «рисунок». создаваемый композицией объектов.
В данном случае цветы лаванды образуют «узор», в то время, как пчелы приковывают взгляд зрителя, не смотря на то, что они очень маленькие. А вся композиция рождает чувство умиротворения и понимания важности происходящего процесса — сбора меда (такого первобытного и естественного, как сама природа)
Повторяющимися могут быть не только объекты, но и мазки кисти художника, как в картине Ван Гога «Звездная ночь»
Не забывайте о симметрии, она радует глаз.
Симметрия — это соразмерность объектов, расположенных от линии центра. Равноудаленность объектов от линии центра. Линия центра может быть как невидимой, например, проходить через линию носа лица человека, так и осязаемой — линия горизонта.
Симметрия — это один из самых часто используемых приемов построения сбалансированной композиции
По работам Стива Маккарри можно сделать вывод, что 9 правил композиции, которые мы с вами узнали, могут быть успешно применены. Но как сознается сам Стивв, — «Правило — это важно, но никто не запрещает вам их нарушать в поисках собственного стиля». Добавлю от себя, что лично меня работы фотографа впечатлили и хотелось выразить благодарность автору ролика, который собрал в себя все правила, которыми пользуется мастер.
Главные правила композиции в одном видео за 30 минут
Более детально развил тему композиции в своем ролике автор канала CG Fish. В нем он раскрывает такие понятия как баланс, заполнение кадра, касание объектов. Рекомендую данное видео к просмотру.
Ознакомившись со всеми материалами, представленными в статье, вы поймете, что такое композиция и научитесь применять основные ее правила. Все описано простым языком, не пренебрегайте просмотром подобранных видео.
Самые популярные правила композиции в схемах — 20 схем
При создании собственного рисунка, арта, коллажа или иллюстрации вы можете использовать готовые композиционные схемы, составленные опытными художниками, иллюстраторами и фотографами.
Рассмотрим самые популярные из них, с примерами.
Схема композиции — правило двух третий.
Схема композиции — спираль золотого сечения.
Схема композиции — диагональная линия.
Пирамидальная схема композиции
S образная схема композиции
Схема композиции с прямым углом.
Схема композиции из радиальных линий.
Схема композиции — своеобразные линии
Схема композиции — линии треугольников золотого сечения
Схема композиции в виде круга
Схема композиции — прямоугольники холотого сечения
Схема композиции — перекрещивающиеся линии.
В своей книге «Креативная иллюстрация» Эндрю Ломись так же делает акцент на том, что композиция может быть основана на знаках и буквах. В качестве примеров он приводит следующие наброски рисунков.
Схема комопзиции — крест.
Схема композиции — буква Y.
Схема комопзиции — буква X.
Схема композиции — буква L
Схема композиции — буква S
Схема композиции — буква C
Схема композиции — буква V
Схема композиции — буква O
Так же, автор указывает на то, что можно использовать:
- буквы A, F, G, J, Q, Z
- цифры 2, 6, 7, 9
- и другие символы
Подписывайтесь на обновления блога «Дизайн в жизни» по e-mail или социальных сетях и мы обязательно опубликуем для вас еще больше полезных статей, из которых вы узнаете не только основополагающие принципы дизайна, но и как работать с самыми популярными графическими программами. |
Круто! Какая интересная и полезная информация! Спасибо автору за ценные сведения!
Спасибо за отзыв
Как уже отмечалось, в картине все должно быть подчинено выражению основной мысли, идеи. Цельность композиции зависит от подчиненности второстепенного главному, увязки всего изображения в единый организм произведения. Каждая деталь должна что-то добавлять для развития замысла. Второстепенное, малозначительное в композиции не должно бросаться в глаза, должен быть выделен основной объект.
В точку.) Спасибо за то, что выразили свое мнение.
Спасибо! Тоже взяла себе в закладки, т.к. не мешает освежить в памяти то, чему училась 30 лет назад.
Рада, что вам пригодилась моя статья. Второе видео из статьи стало для меня настоящим открытием. Все так просто и понятно описывается. Главное теперь применить все на практике. Я хоть не фотограф, но в создании коллажей в Photoshop данные советы будут тоже незаменимы. К сожалению не нашла автора видео-ролика, тоже выразила бы ему благодарность.